6 класс Тема урока на неделю с 07.12.20 по 11.12.2020г.
Мир старинной песни. Баллада Ф.Шуберта "Лесной царь". - Здравствуйте, ребята! Прежде чем познакомить вас с творчеством этого замечательного австрийского композитора, поговорим об эпохе, в которой жил и творил Шуберт .
Баллада –
лирическая поэзия с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую,
сказочную, бытовую тему.
Аккомпанемент – это
сопровождение к сольной партии или к основной теме музыкального произведения.
Песня –
словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной
музыки.
Бельканто – стиль вокального
исполнения, отличающийся лёгкостью, изяществом и певучестью.
Франц
Петер Шуберт родился в Австрии в 1797 году.
Писать музыку юный композитор
начал с тринадцати лет, и уже в восемнадцать к нему пришёл первый успех. Это
произошло после того, как он сочинил балладу «Лесной царь» на стихи немецкого
писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Слово «баллада» упоминается в рукописях с
тринадцатого века и применялось оно к танцевальным песням.
Сейчас балладой называют
лирическую поэзию с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую,
сказочную или бытовую тему.
А также вокальное или
инструментальное произведение с аналогичным сюжетом.
Родоначальником вокальных
баллад стали считать Франца Шуберта, после написания баллады «Лесной царь».
Шуберт стал автором
нового, для своего времени, типа песен и способствовал распространению песенного
жанра в Европе. Это были небольшие сюжетные сцены, с ведущим мелодическим
началом и аккомпанементом, который комментировал или иллюстрировал смысл
текста.
«Лесной Царь» – яркий
пример вокального творчества композитора.
Ритмичный аккомпанемент фортепиано
имитирует цокот лошадиных копыт, создаёт ощущение быстрой скачки, передаёт
напряжённое состояние всадника. Аккомпанемент – это сопровождение к сольной
партии или к основной теме музыкального произведения.
Творческое наследие композитора
охватывает различные жанры: симфонии, камерно-инструментальные произведения,
фортепианные сонаты, мессы, произведения для хора и песни. Благодаря Шуберту
песня впервые стала равноправной среди других жанров музыкального искусства.
Наиболее известны два песенных
цикла Шуберта: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
В песне «Шарманщик» Шуберт также использовал принцип имитации – звукоподражание игре на шарманке.
Образцом такой музыки в
творчестве Шуберта служит ещё одно удивительное вокальное произведение Шуберта
– «Ave Maria».
Это произведение так полюбилось
публике, в том числе, благодаря блистательным вокалистам, его исполнявшим.
Одним из них был Лучано Паваротти
– выдающийся итальянский певец XX века. Страна Верди, Вивальди и Паганини
вдохновляла и русских композиторов: Глинку, Римского-Корсакова,
Чайковского, Рахманинова.
Неизгладимое впечатление
произвела Италия на Михаила Ивановича Глинку. В 1832 году он написал романс
«Венецианская ночь».
Николай Андреевич
Римский-Корсаков отразил свои воспоминания о солнечной Италии в опере «Садко» в
песне «Веденецкого гостя».
«Веденецкого» означает
«венецианского», гостя из Венеции.
Песни играют значительную роль в
музыкальной культуре. Они бывают народные и авторские, исторические и
лирические, эстрадные и детские. Разнообразия не счесть. Ведь песней можно
назвать любое вокальное произведение с текстом.
Песня – это наиболее
распространенный жанр вокальной музыки, а также обозначение поэтического
произведения, предназначенного для пения.
Шедевры вокальных произведений мы
можем по достоинству оценить, благодаря звукозаписям выдающихся мировых
исполнителей: итальянцев Энрико Карузо и Марио даль Монако; Марии Каллас;
отечественных певиц: Елены Образцовой и Ирины Архиповой.
Начинается баллада "Лесной царь" Франца Шуберта большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения, оно ведётся от лица рассказчика-повествователя, словами рассказчика завершается повествование
В произведении
рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне
скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь
зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь
мерещится.
Партия
ребёнка звучит с увеличивающимся напряжением, и каждое её новое проведение
исполняется на полтона выше, что усиливает эмоциональный накал.
Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мажорной мелодией, исполняемой на пианиссимо (очень тихо) в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся неторопливо в басовом регистре. Музыкальное сопровождение создаёт атмосферу тёмного таинственного леса. А быстрые ритмичные триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары копыт лошади, на которой скачет отец с ребёнком. Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.
Прочитайте внимательно текст. Напишите в тетради тему урока и все то, что выделено жирным текстом. Посмотрите видеофильм на сайте Российская электронная школа,пройдя по ссылке: Искусство пения. Песни Франца Шуберта. resh.edu.rusubject/lesson/7164/conspect
Если возникнут вопросы, то пишите мне на почту: m.teplukhina@yandex.ru И не забывайте, отправляя работу на почту, писать фамилию,имя, класс.
Желаю успехов!