Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

понедельник, 7 декабря 2020 г.

     6 класс Тема урока на неделю с 07.12.20 по 11.12.2020г.

  Мир старинной песни. Баллада Ф.Шуберта "Лесной царь".                                                                                           - Здравствуйте, ребята! Прежде чем познакомить вас с творчеством этого замечательного австрийского композитора, поговорим об эпохе, в которой жил и творил Шуберт  

Баллада – лирическая поэзия с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную, бытовую тему.

Аккомпанемент – это сопровождение к сольной партии или к основной теме музыкального произведения.

Песня – словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной музыки.

Бельканто – стиль вокального исполнения, отличающийся лёгкостью, изяществом и певучестью.

Франц Петер Шуберт родился в Австрии в 1797 году.

Писать музыку юный композитор начал с тринадцати лет, и уже в восемнадцать к нему пришёл первый успех. Это произошло после того, как он сочинил балладу «Лесной царь» на стихи немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте. Слово «баллада» упоминается в рукописях с тринадцатого века и применялось оно к танцевальным песням.

Сейчас балладой называют лирическую поэзию с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

А также вокальное или инструментальное произведение с аналогичным сюжетом.

Родоначальником вокальных баллад стали считать Франца Шуберта, после написания баллады «Лесной царь».

Шуберт стал автором нового, для своего времени, типа песен и способствовал распространению песенного жанра в Европе. Это были небольшие сюжетные сцены, с ведущим мелодическим началом и аккомпанементом, который комментировал или иллюстрировал смысл текста.

«Лесной Царь» – яркий пример вокального творчества композитора.

Ритмичный аккомпанемент фортепиано имитирует цокот лошадиных копыт, создаёт ощущение быстрой скачки, передаёт напряжённое состояние всадника. Аккомпанемент – это сопровождение к сольной партии или к основной теме музыкального произведения.

Творческое наследие композитора охватывает различные жанры: симфонии, камерно-инструментальные произведения, фортепианные сонаты, мессы, произведения для хора и песни. Благодаря Шуберту песня впервые стала равноправной среди других жанров музыкального искусства.

Наиболее известны два песенных цикла Шуберта: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

В песне «Шарманщик» Шуберт также использовал принцип имитации – звукоподражание игре на шарманке.

Образцом такой музыки в творчестве Шуберта служит ещё одно удивительное вокальное произведение Шуберта – «Ave Maria».

Это произведение так полюбилось публике, в том числе, благодаря блистательным вокалистам, его исполнявшим.

Одним из них был Лучано Паваротти – выдающийся итальянский певец XX века. Страна Верди, Вивальди и Паганини вдохновляла и русских композиторов: Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.

Неизгладимое впечатление произвела Италия на Михаила Ивановича Глинку. В 1832 году он написал романс «Венецианская ночь».

Николай Андреевич Римский-Корсаков отразил свои воспоминания о солнечной Италии в опере «Садко» в песне «Веденецкого гостя».

«Веденецкого» означает «венецианского», гостя из Венеции.

Песни играют значительную роль в музыкальной культуре. Они бывают народные и авторские, исторические и лирические, эстрадные и детские. Разнообразия не счесть. Ведь песней можно назвать любое вокальное произведение с текстом.

Песня – это наиболее распространенный жанр вокальной музыки, а также обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения.

Шедевры вокальных произведений мы можем по достоинству оценить, благодаря звукозаписям выдающихся мировых исполнителей: итальянцев Энрико Карузо и Марио даль Монако; Марии Каллас; отечественных певиц: Елены Образцовой и Ирины Архиповой.

 Начинается баллада "Лесной царь" Франца Шуберта большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения, оно ведётся от лица рассказчика-повествователя, словами рассказчика завершается повествование

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится.

Партия ребёнка звучит с увеличивающимся напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что усиливает эмоциональный накал. 

Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мажорной мелодией, исполняемой на пианиссимо (очень тихо) в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся неторопливо в басовом регистре.                     Музыкальное сопровождение создаёт атмосферу тёмного таинственного леса. А  быстрые ритмичные триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары копыт лошади, на которой скачет отец с ребёнком. Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.

        Прочитайте внимательно текст. Напишите в тетради тему урока и все то, что выделено жирным текстом. Посмотрите видеофильм на сайте Российская электронная школа,пройдя по ссылке:   Искусство пения. Песни Франца Шуберта.  resh.edu.rusubject/lesson/7164/conspect

     Если возникнут вопросы, то пишите мне на почту:       m.teplukhina@yandex.ru                                                        И не забывайте, отправляя работу на почту, писать фамилию,имя, класс.

                   Желаю успехов!