7 класс Тема урока на неделю с 14.12.20 по 18.12.2020г Образы масок и Тореадора.
Просмотр видеофильма на сайте Российская электронная школа по ссылке балет"Кармен- сюита" 8 кл. видеофильм resh.edu.ru урок основная часть
Просмотрите по возможности внимательно видеофильм. Напишите тему урока. Выпишите имена действующих лиц и все, что выделено жирным шрифтом. Запишите в тетрадь тему урока и только то, что выделено жирным шрифтом.
Как уже говорилось, главных героев балета окружают не люди, а «маски». Для их характеристики Щедрин использует материал оперы Бизе. В музыке «масок» звучат мелодии хора теноров (юношей, поджидающих Кармен у ворот фабрики) и ансамбля контрабандистов (с ними связывает свою жизнь Кармен). Несколько штрихов, которые добавляет Щедрин, делают эту музыку бесстрастной, подчёркивают равнодушие, безучастность «масок» к происходящему.
«Маски» появляются в 3-й части сюиты, где они нарисованы безостановочной, стремительной, лишённой теплоты человеческих чувств музыкой.
После Хабанеры Кармен «маски» отвечают ей новым взрывом неприязни. В Сцене (№ 6) «маски» усиливают одиночество главной героини. Их музыка становится всё более напористой, даже агрессивной.
В «Тореро» (№ 9) раскрывается образ Эскамильо, бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он нарисован теми же музыкальными темами, что и в опере — это куплеты и марш. Поначалу яркое, празднично-приподнятое звучание этой части вызывает у слушателей радостное состояние узнавания любимых мелодий. Выразительное значение здесь имеет эффект пропуска не отдельных мелодических фраз, а целых построений, где основная ведущая мелодия лишь подразумевается. При этом в оркестре остаётся один аккордовый маршевый аккомпанемент. «Недосказанность» текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку Эскамильо, новый голос — «второе Я» (виолончель) — открывает новые грани его образа. Что это — неуверенность? бравада? страх?
После этого номера без перерыва звучит «Дуэт Кармен и Тореро» (№ 10), в котором преобладают лирические, нежно-интимные, тихие звучности.
В Финале (№ 13), построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореадора, подчёркнутая звенящими звучностями (радость праздника), но она постоянно прерывается трагическими интонациями. Вновь появляется исступлённая тема «масок», словно набирающая силу перед трагическим концом.
Не забывайте писать тему урока, фамилию, имя, класс. Если возникают вопросы, то пишите мне на почту m.teplukhina@yandex.ru и я отвечу. Желаю успехов!