5 класс. Тема урока на неделю с 07.12.20 по 11.12.2020г.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Конспект урока
Путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет
- опера как синтез искусств;
- структура оперы, основные жанры, используемые в
оперном спектакле;
- балет как синтез искусств.
Опера (от итал. opera – «сочинение») –
основной жанр музыкального театра, род музыкально-драматического произведения,
основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Либретто (от итал. libretto –
«книжечка») – литературная основа, литературный текст большого
музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории), сценарий
балетного спектакля.
Балет – (от фр. ballet, от итал. ballare –
«танцевать») – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого
воплощается в музыкально-хореографических образах.
Увертюра (от фр. ouverture –
«открытие, начало») – оркестровое вступление к театральному спектаклю.
Речитатив – специфическая форма
певучей декламации, воспроизводящая ритмический и интонационный рисунок
естественной речи.
Ария – сольное вокальное произведение с
инструментальным сопровождением.
Каватина – небольшая ария,
обычно лирического характера.
Рондо – музыкальная форма, в которой
многократно повторяется главная тема.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в музыкальный театр. Познакомимся с оперным спектаклем.
Прочитайте внимательно весь текст. В тетрадь запишите тему урока и текст выделенный жирным шрифтом. Затем на сайте Российской электронной школы посмотрите видеофильм, пройдясь по ссылке: resh.edu.ru lesson/7418/conspect
Ах, это волшебное слово «театр»! Как только слышишь
его, сразу представляются артисты, костюмы, декорации, исторические баталии,
ожившие сказки, фантазии… А если это музыкальный театр, то к образам
добавляются музыка, оркестр, дирижёр, певцы и танцы… На протяжении многих
столетий театральное искусство оставалось востребовано и любимо публикой. Идя в
ногу с развитием человечества, оно отражало острые проблемы бытия.
Опера (от итал. opera – «сочинение») – основной жанр
музыкального театра, род музыкально-драматического произведения, основанный на
синтезе слова, сценического действия и музыки.
Она берёт своё начало от древнегреческих трагедий, в
которых сочетались чтение стихов, сольное и хоровое пение, игра на музыкальных
инструментах. Претерпев длинный путь исторических трансформаций, опера
предстала перед нами как жанр, объединяющий практически все основные формы
искусства – музыку, литературу, актёрское мастерство, хореографию (балет),
изобразительное искусство (декорации, костюмы) и прочие. Каждая опера
обязательно имеет сюжет, в основу которого ложатся исторические события,
легенды или предания, художественные произведения или сказки.
Литературная основа оперы представлена в
форме либретто (от итал. libretto – «книжечка»). Название «книжечка» связано с тем, что
оперные либретто с конца XVII века часто выпускались для посетителей театров в
виде небольших буклетов. Сейчас содержание спектакля печатается в программке.
Либретто для оперы пишется специально. Его сочиняет
литератор – либреттист, как правило, тесно сотрудничая с композитором, так как
музыка – неотъемлемая часть оперного спектакля, являющаяся основным носителем и
движущей силой действия. Только в единстве всех элементов действия содержание
раскрывается наиболее полно.
Музыкальная палитра оперного спектакля многослойна: в
ней могут использоваться самые разнообразные музыкальные формы и жанры.
Увертюра (оркестровое вступление), ария,
романс, песня, речитатив, дуэты, трио, ансамбли, хоры, а также различные танцы
(бальные, народные, характерные) – вот далеко не полный перечень
элементов оперного действия.
Увертюра (от фр. ouverture – «открытие, начало») –
оркестровое вступление к театральному спектаклю. Она исполняется перед началом
действия и настраивает публику на характер спектакля. Часто в увертюре звучат
музыкальные темы, которые характеризуют персонажей или события предстоящего
действия. Так, например, в увертюре к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
выражена основная идея сочинения – торжество светлых сил, которая подчёркнута
ликующей музыкой.
Первой русской классической оперой является опера М.И.Глинки "Иван Сусанин" Характер персонажей показывается в ариях, каватинах, песнях, рондо и других сольных формах. Яркий тому пример – ария Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Каватина – небольшая ария, обычно лирического
характера.
Рондо – музыкальная форма, в которой многократно
повторяется главная тема.
В опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
главного героя, гусляра Садко, характеризует песня. Она звучит из уст Волховы –
дочери морского царя.
Особое место в оперной музыке занимает
речитатив – специфическая форма певучей декламации, воспроизводящая
ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Как известно, в оперном
спектакле все артисты поют, причём не только арии, но и все реплики как в
сольных, так и массовых сценах. Часто в форме речитатива выражаются размышления
или впечатления главных героев, нередко они звучат перед арией, вводя зрителя в
курс событий. Таковы речитатив и ария Руслана из оперы М. И. Глинки «Руслан и
Людмила».
Однако некоторые персонажи могут быть представлены в
опере при помощи танцевальных сцен – например, Черномор в опере «Руслан и
Людмила» исполняет марш. Но всё же искусство танца наиболее полно раскрывается
в балетном жанре.
Балет (от фр. ballet, итал. ballare – «танцевать») –
вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в
музыкально-хореографических образах.
Так же как и в опере, в основе балета лежит
определённый сюжет, выраженный в форме литературного текста – либретто. Балет
базируется на классическом сценическом танце, но также его дополняют другие
хореографические элементы: гимнастика, акробатика, элементы восточных
единоборств, народные пляски. Помимо этого, немаловажную роль играет пантомима,
с помощью которой актёры выражают разговоры и передают чувства героев.
Пантомима – вид сценического искусства, в котором
основным средством создания художественного образа является пластика
человеческого тела, без использования слов.
Завершением оперного спектакля может
служить эпилог, в котором задействованы практически все участники действия и самые яркие
выразительные средства. К примеру, монументальный хор «Славься» – финальная
часть оперы «Иван Сусанин».
Отдельного внимания, как в опере, так и балете,
заслуживают театральные декорации и костюмы. Они являются важнейшими
элементами при создании атмосферы и формировании визуальной целостности
спектакля. Выдающиеся русские художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Исаак
Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель в постановках опер
русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин
природы, поэзию сказочных образов.
Мастерство художников «Мира искусства»
(художественного объединения конца XIX – начала XX веков) – Александра Бенуа,
Льва Бакста, Николая Рериха, Ивана Билибина, Мстислава Добужинского – сыграло
важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей и оказало огромное влияние
на развитие театрального искусства.
Начиная с XIX века русский балет является национальной
гордостью России.
Впервые балетный спектакль был поставлен
в России в 1673 году при дворе царя Алексея Михайловича. С того момента начался славный путь
развития этого вида искусства, достигшего к концу XIX – началу XX века
невиданного расцвета. Балетные традиции пришли в Россию из Франции: иностранные
танцовщики и балетмейстеры приглашались в Россию для постановки спектаклей и
преподавания. Большое влияние на формирование русской балетной традиции оказали
французы Шарль Луи Дидло и Мариус Петипа.
Выдающуюся роль в истории балета сыграл
композитор Пётр Ильич Чайковский. Именно в его творчестве появилось
единство музыкальной драматургии и танца, а балетный спектакль приобрёл
законченность и глубину.
Балеты П. И. Чайковского «Лебединое
озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» включены в репертуар ведущих театров
мира и пользуются неизменным успехом у зрителей.
Следующая блестящая страница в истории русского балета
– знаменитые гастрольные выступления русских артистов балета и оперы «Русские
сезоны» в Европе в начале XX века. Их организовал выдающийся деятель искусства
и антрепренёр Сергей Павлович Дягилев. Он объединил силы многих талантливых
артистов, музыкантов и художников того времени. В составе собранной им балетной
труппы были легендарные танцовщики Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара
Карсавина, а также балетмейстер Михаил Фокин. Идея русских сезонов состояла в
расширении рамок классического балета. Впервые были поставлены новаторские
балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».
Декорации и костюмы создавали выдающиеся художники – Лев Бакст, Александр
Бенуа, Николай Рерих и другие.
«Русские сезоны» произвели блистательное впечатление
на европейскую публику и закрепили за русским балетом статус высочайшего уровня
мастерства.
Тренировочные задания
№ 1. Какой композитор написал оперу
«Иван Сусанин»? Выберите правильный ответ.
Варианты ответов: М. И. Глинка; П. И. Чайковский; М.
П. Мусоргский; А. П. Бородин.
В обучающем видео называется имя Михаила Ивановича
Глинки – композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин».
Правильный ответ: М. И. Глинка.
№ 2. Зачеркните понятия, которые НЕ
относятся к балету.
Варианты ответов: декорация; декламация; музыка;
танец; либретто; ария; пантомима; сюжет; речитатив.
Балет, как и опера, является синтетическим жанром, в
котором сочетаются различные виды искусства. Самым явным отличием оперы от
балета является то, что в опере все артисты поют, а в балете – только танцуют.
Соответственно, всё, что имеет отношение к речи или пению, НЕ относится к
балету.
Правильные ответы: декламация; ария; речитатив –
зачёркиваем.
Желаю успеха! Если возникнут вопросы пишите мне на почту m.teplukhina@yandex.ru и я обязательно отвечу. Не забывайте вовремя отправлять работу на почту и обязательно пишите свою фамилию, имя, класс