Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

понедельник, 30 ноября 2020 г.

            

8 класс Тема урока на неделю с 30.12.20г.- 04.12.2020г

Франц Шуберт «Неоконченная симфония»

      Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся  с произведением Франца Шуберта.         Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31января 1797 — 19ноября 1828Вена — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова ШиллераГётеГейне и других), девяти симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Мало кто знает, но одно из самых узнаваемых произведений Шуберта не получило признания при жизни. В нотном тексте сочинения композитор зашифровал все самое характерное для романтического периода. Удивительное послевкусие оставляет музыка, и в ней есть загадка, ведь она совсем не вписывалась в стандарты своего времени.

История создания Симфонии №8 известной как «Неоконченная»

Композитор активно работал над произведением с 1822 по 1823 год. Вначале был сочинен фортепианный вариант, затем две части из трех были оркестрованы. Скерцо так и осталась в набросках. Музыковеды предполагают о решении автора, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного содержания, но этот факт не подтвержден. До сих пор никто не знает, почему он был вынужден отказаться от классической формы. Тем не менее, полностью опровергается факт, что композиция не завершена, так как после окончания работы Шуберт активно занимался другими проектами. Как отмечают его друзья, он не приступал к новым произведениям до тех пор, пока не завершит старое. Более того, он отдал партитуру Ансельму Хюттенбреннеру, который сам являлся достаточно известным музыкантом, имеющим специализацию в симфоническом жанре. Но он, испугавшись, что друг будет опозорен, оставил партитуру без внимания. Вскоре и Франц забыл о собственном труде.  


 

 Содержание «Неоконченной симфонии» Шуберта

Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.  «Неоконченная» симфония является завершенной, об этом говорит содержание. Композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека. В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»

  
Симфония состоит из двух частей, при этом они не противопоставляются между собой, а дополняют друг друга. Единственное, что необходимо отметить, это различие в настроении лирики:

  • I. Лирические переживания.
  • II. Созерцание, просветленная мечтательность.

На протяжении всей I части герой находится в поиске идеала. Он мечется, его душу терзают смутные сомнения, он теряет веру на обретение счастья. Далее возникает понимание, что счастье находится внутри, его не нужно искать по свету. Надо просто жить и наслаждаться каждым подаренным днем. Жизнь прекрасна в созерцании.

    Открывает цикл сумрачное вступление, которое обобщает целый комплекс образов, характерных для романтизма: вечность, тревога, томление. Мелодия нисходящая, создает колорит полуночного тумана. Это неясное сознание лирического героя, в котором все находится в хаосе. Тема вступления играет формообразующую роль, также она несет в себе основную мысль произведения. В дальнейшем она появится перед разработкой и кодой. Примечательно, что музыкальный эпизод противопоставляется следующему за ним интонационному материалу.

В Главной партии вступает голос героя. Это минорная песенная тема в жалобном     тембре флейты с гобоем представляет собой яркий показатель композиторской индивидуальности Шуберта. Лирика песни позволяет выразить весь эмоциональный накал. Характерный аккомпанемент добавляет трепета и взволнованности. Маятник начинает раскачиваться. Настроение граничит с элегией и ноктюрном.

В Побочной партии прослеживается более активный образ. Синкопированная ритмика, простой гармонический склад – все это так же является песенными атрибутами, но характер сменился на более положительный и жизнерадостный. Тональность соль мажор, находится в терцовом соотношении, отлично передает настроение. Далее композитор будет активно играть с ладом партии, то омрачая ее, то делая вновь энергичной.

Постепенно усиливается динамика, нарастает звучность. Пунктирный ритм олицетворяет неровное биение сердца. Музыка теряет игривость и начинает подчиняться атмосфере трагедии и драмы. Внезапно вторгается новый эпизод в тональности до минор. Это перелом ситуации. Генеральная пауза. Слов больше нет. Но нужно вставать и идти дальше. Решительность продолжать путь отражается в динамике форте, но он был подавлен символом трагического – аккордом альтерированной субдоминанты. После эмоциональных возгласов восстанавливается материал Побочной партии. Разработка состоит из двух разделов. Ей предшествует материал вступления, тема которого превращается в ариозное пение на фоне аккомпанемента. Тема звучит в точке кульминации в аккордовой фактуре. В ней исчерпаны все вопросительные интонации, она звучит утвердительно. Произошла смысловая метаморфоза. Тема материализовалась из мысли в реальность. Конфликт открылся через преобразование.

В репризе уже не будет происходить драматических коллизий, все произошло. Кода поострена на интонациях вступления, что создает впечатление арки.

II часть. Andante con moto является олицетворением печальной отрешенности. Нежные ладо-гармонические краски имеют необычные тональные переходы. Смена мажора и минора наталкивает на мысль о переменах в жизни лирического героя. Преобладает яркое звучание струнной группы в сочетании с духовыми инструментами. Данный прием оркестровки позволяет выразить поэтичность и созерцательное настроение, связанное с пребыванием на природе. Лирический герой, наконец нашел свою тихую гавань, которая дарит ему спокойствие и равновесие. Больше ничего не тревожит, не омрачает его сознание. Герой стал свободным.                                                                                               Произведение стало новаторским в данном жанре, и стало образцом эпохи Романтизма. К характерным чертам нового времени можно отнести следующие качества:

  • Усовершенствование драматургии;
  • Появление другого по строению конфликта;
  • Различие персонажей;
  • Тяготение к программе;
  • Иное представление;
  • Новая стилистика;
  • Внутреннее и внешнее изменение масштабов;
  • Увеличение формы высказывания;
  • Отказ от циклической структуры;
  • Обновленная композиция.

Главным отличием произведений Шуберта в крупной форме является внешнее сохранение традиционной структуры с серьезными изменениями тематизма. В эпоху романтиков было не принято скрывать собственные чувства, они уже не могли поместиться в стандарты классицизма. Нельзя недооценивать художественную значимость, которую несет в себе данное симфоническое произведение. Благодаря композитору появился новый лирико-драматический тип симфонии в инструментальной музыке. В дальнейшем многие гении использовали сочинение в качестве образца для выстраивания правильной драматургической линии.

        Прочитайте внимательно текст и запишите в тетрадь название темы и все, что выделено жирным текстом.                                                             Посмотрите и прослушайте симфонию №8 Ф.Шуберта по ссылке: Ф.Шуберт Симфония №8 "Неоконченная"- Unfinished... - Видео        vk.com>video-193813124_456239024

   Запишите фамилии композиторов, авторов этих произведений:

ИГРА : «ДАЙ ОТВЕТ»

1 «.Князь Игорь»--- ---------- (-опера)

2 «.Иван Сусанин»------------------------------(опера)

3. «Кармен»---------------------------------------(балет)

4. «Лебединое озеро»------------------------(балет)

5. «Порги и Бесс»-------------------------------(опера)

6. «Иисус Христос»-----------------------------(рок-опера)

7. «Щелкунчик»---------------------------------(балет)

8. «Руслан и Людмила»-------------------(опера)

9. «Садко»----------------------------------------(опера)

10 «Спящая красавица)---------------------)балет)

      Желаю Успехов! Не забывайте писать свою фамилию, имя, класс. Жду ваши работы на почте   m.teplukhina@yandex.ru