8 класс
Тема: «Классика и
современность».
Тема урока: « Симфония
№1 («Классическая») С.С.Прокофьева»
Музыкальный
материал: Симфония №1
(«Классическая») С.С.Прокофьева
Ход
урока:
1.Организационно-мотивационный.
Здравствуйте,
ребята! Сегодня познакомимся с симфонией Сергея Прокофьева. Прочитайте
внимательно всю лекцию и запишите в тетрадь то, что выделено жирным текстом.
2. Актуализация знаний
Попробуйте
ответить.
1.
Что такое симфония?
2.
Сколько частей в симфонии, как они называются ?
3.
Кто исполняет симфонию?
4.
Какой состав симфонического оркестра?
Симфоническая музыка. Что такое
симфония. Композиторы, писавшие симфонии Построение симфоний.
Тема урока
звучит так: «Симфония №1
(«Классическая») С.С.Прокофьева»
Музыка Сергея Прокофьева,
крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и
мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и
психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки.
Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух
эпохи, бодрость, мужественность, силу.
Искусство Прокофьева
глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор,
развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение
классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна,
Моцарта, раннего Бетховена. С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
Музыка его прочно связана с
традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области
музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
В симфонической музыке достижения
композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая
семью симфониями.
Д. Б. Кабалевский так сказал
о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала
людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых
им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским
в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких
красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и
никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».
Иногда композиторы изменяют собственному стилю, имитируя
музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его
ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе
классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и
жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая первая часть, как и симфония в целом, отмечена
лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального
стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный
аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что
это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических
оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
Когда Прокофьев создавал
свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил
до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы
кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его
симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта
сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь
помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и
нарушении правил строгого голосоведения».
Композитор
закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу
под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз
сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без
рояля, часто выходит лучшего качества».
Из-за событий, связанных
с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918
года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал
новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Музыка полна острых,
«колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование
особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра
тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные
гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его
музыкального почерка.
•
В Симфонии № 1 Прокофьев
оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа
«Классическая».
•
В ней сохранены логика и
строгость, концепция классической формы XVIII века, и в
то же время её отличает современный музыкальный язык.
•
Музыка полна острых, «колючих»
тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармоний.
•
В финале звучит ослепительная
радость.
•
Не случайно на музыку Симфонии
ставились хореографические композиции.
Д/З
Напишите
свое отношение к
музыке симфонии Сергея Прокофьева,опираясь на опорные слова :
оригинально,
симфонизм, классическая форма, «колючие» темы, стремительные пассажи, яркие акценты, новизна гармоний,
ослепительная радость, хореографические композиции.
В
чем актуальность и
современность этого произведения?
( события
и действительность показанные
в этом произведении, волнуют людей
всегда обращались к
теме человека его мыслям
и чувствам.
По возможности послушайте произведение
С.Прокофьева. Ссылка для прослушивания- resh.edu.ru lesson/3189/train Свою работу выполните в
тетради и отправьте мне на почту, не забывая писать тему, фамилию, имя и класс.
m.teplukhina@yandex.ru
Если
возникают вопросы, то пишите мне на почту.