Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

вторник, 7 декабря 2021 г.

 

8 класс

Тема: «Классика и современность».                                                   

Тема урока: « Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева»

        

Музыкальный материал: Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева

 

Ход урока:

1.Организационно-мотивационный.

Здравствуйте, ребята! Сегодня познакомимся с симфонией Сергея Прокофьева. Прочитайте внимательно всю лекцию и запишите в тетрадь то, что выделено жирным текстом.

2. Актуализация знаний

Попробуйте ответить.

1.     Что такое симфония?

2.     Сколько частей в симфонии, как они называются ?

3.     Кто исполняет симфонию?

4.     Какой состав симфонического оркестра?

Симфоническая музыка. Что такое симфония. Композиторы, писавшие симфонии Построение симфоний.

Тема урока звучит так: «Симфония №1 («Классическая») С.С.Прокофьева»

Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологически точные характеры - всё это разные стороны прокофьевской музыки. Композитору удалось передать в звуковых образах радостное ощущение жизни, дух эпохи, бодрость, мужественность, силу.

Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. В то же время в музыке Прокофьева нашла выражение классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.

Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.

В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.

Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт». Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии и М. Сарьяном в живописи - так много в его музыке солнца, света, ярких красок: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и Солнца».

Иногда композиторы  изменяют собственному стилю, имитируя музыкальные формы прошлого времени. Прокофьеву это отлично удалось в его ранней Первой симфонии, известной как «Классическая». Он написал её в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Эта оживлённая  первая часть, как и симфония в целом, отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. К примеру, изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна. Однако не стоит забывать, что это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.

Когда Прокофьев создавал свою «Классическую» симфонию, он писал: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и хотелось написать». Вот и в его симфонии скромная фактура и прозрачная оркестровка в стиле Гайдна и Моцарта сочетались с «налётом новых гармоний». Это тоже было в стиле Гайдна. Вы ведь помните, что «отца симфонии» в своё время обвиняли в «скандальной весёлости и нарушении правил строгого голосоведения».

Композитор закончил симфонию летом 1917 года, в период политических потрясений. Он удалился от невзгод на свою загородную дачу под Петроградом (так стал называться Петербург в 1914 году), где в первый раз сочинял без фортепиано и обнаружил, что «тематический материал, сочинённый без рояля, часто выходит лучшего качества».

Из-за событий, связанных с революцией, премьера произведения была отложена. Она состоялась в мае 1918 года. Прокофьев дирижировал сам, а среди зрителей на премьере присутствовал новый нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.

         В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».

         В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.

         Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов, новизны гармоний.

         В финале звучит ослепительная радость.

         Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции. 

Д/З

Напишите   свое  отношение  к  музыке   симфонии  Сергея Прокофьева,опираясь на опорные слова : оригинально, симфонизм, классическая форма, «колючие» темы, стремительные пассажи,  яркие акценты, новизна гармоний, ослепительная радость, хореографические композиции.

В  чем   актуальность  и   современность  этого  произведения?

( события  и   действительность  показанные  в  этом  произведении, волнуют  людей   всегда  обращались  к   теме человека  его  мыслям  и   чувствам.

  По возможности послушайте произведение С.Прокофьева.  Ссылка для прослушивания-  resh.edu.ru  lesson/3189/train                                                                                                                                                                            Свою работу выполните в тетради и отправьте мне на почту, не забывая писать тему, фамилию, имя и класс.

m.teplukhina@yandex.ru

  Если возникают вопросы, то пишите мне на почту.