Со 2 по 13 февраля 7-11 классы учатся дистанционно

среда, 1 декабря 2021 г.

 8 класс. Тема:В музыкальном театре. Музыка к драме Г.Ибсона "Пер Гюнт" Э.Григ.

Добрый день, ребята! Внимательно прочитайте текст и выполните все задания по теме. Запишите текст, выделенный жирным текстом, и отправьте мне на почту m.teplukhina@yandex.ru  и не забудьте указать свою фамилию, имя, класс.      

Тема нашего урока – «Музыка в театре», а если быть точнее – «Музыка в драматическом театре», а также знакомство с замечательным произведением выдающегося норвежского композитора Э. Грига – «Пер Гюнт».
Сегодня мы более подробно поговорим о музыке в драматическом театре.
Дело в том, что очень редко драматический спектакль и вообще спектакль обходится без музыки. Как вы думает почему? Для чего нужна музыка в спектакле?

Музыку к пьесе в драматическом театре композитор обычно создаёт в содружестве с автором или по заказу театра. Это могут быть танцы, хоры, песни или просто инструментальные эпизоды.
И, как вы верно подметили, музыка играет в спектакле очень важную роль. Она помогает раскрыть идею пьесы ярче, показать характеры действующих лиц, красочнее обрисовать эпоху, в которой происходит действие и т.д.
Музыку к драматическим спектаклям писали многие композиторы: Бетховен, Глинка, Чайковский, Прокофьев, Мендельсон, Хачатурян, Бизе и др.
И сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним замечательным композитором Эдвардом Григом, с его выдающимся произведением «Пер Гюнт». Музыка этого произведения была написана именно для исполнения в драматическом театре. Но как это часто бывает, музыка вышла за пределы театра и теперь звучит как самостоятельное концертное произведение. Григ родился 15 июня 1848 года  в одном из самых известных  городов Норвегии,  столице царства троллей – Бергене, омытом волнами моря, увенчанном скалистыми  вершинами гор.                                                                                                                                 Музыка к драматическому спектаклю Г.Ибсена «Пер Гюнт» - одно из лучших произведений Э.Грига.Композитор составил 2 симфонические сюиты, предназначенные для концертного исполнения. Первая  сюита состоит из 4-х номеров: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

«Пер Гюнт» - это пьеса выдающегося драматурга Генриха Ибсона, Главный герой драмы – норвежский крестьянин Пер Гюнт. Этот простой и наивный парень наделён необузданной фантазией и противоречивыми чувствами. Лучшие стороны характера Пера связаны с любовью к Сольвейг и к своей матери Озе. Но в нём горит жажда приключений. Пер покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских сказок и легенд. Мать его умирает, лишь Сольвейг ждёт его возвращения.
После долгих странствий став богачом Пер отправляется домой. Но шторм разбивает корабль. Гибнут его богатства, а с ними и мечты о новой жизни. Терзаемый совестью, стариком Пер Гюнт возвращается в родную деревню, чтобы умереть на руках Сольвейг. Её любовь приносит ему прощенье.
Вторая сюита состоит из 5 частей. Наибольшей известностью пользуется «Песня Сольвейг». 

         В действии участвуют персонажи народных легенд и сказок – горный король, кобольды, тролли.

         Бросив мать и любимую девушку, Пер отправляется странствовать, искать счастье. Встречает в лесу девушку, дочь горного короля, влюбляется и обещает жениться на ней. Они идут в пещеру, где живут тролли – злобные, жадные существа.

 

«В пещере горного короля»

         Начинается тихим, загадочным зовом валторн. Григ выстраивает пьесу как ряд оркестровых вариаций, построенных  на неумолимом ускорении темпа и нарастании динамики. В последней вариации тема звучит надрывно и визгливо в высоком регистре оркестра. Внезапно вторгаются резкие аккорды и паузы -  это горный король прекращает буйную пляску своих подданных. (Мультфильм – видео). Когда Пер очнулся на берегу залива, наступало утро.

 

«Утро»

Это картина пробуждения природы. Прозрачная, светлая мелодия (флейты, гобой) напоминает наигрыш пастушьего рожка. Тема постоянно варьируется, приобретая новые оттенки. Смена регистров,  различных оркестровых  инструментов, звучание темы с разной силой – все это передает разнообразное освещение пейзажа, игру света и красок (диск),

Здесь Перу искать счастье, на своей земле, но он отправляется в поисках счастья и денег  в незнакомые края.

Во время скитаний  по дальним странам Пер Гюнт встречает арабскую девушку Анитру. Он увлечен ее танцем.

«Танец Анитры»

Легкая, воздушная, чарующая мелодия исполняется скрипками. 3-х дольный размер и меняющийся лад, легкий причудливый узор (пиццикато у струнных)  - такая непрестанная смена разнообразных музыкальных эпизодов изображает изменчивый и капризный характер Анитры.  Форшлаги, колокольчик – как драгоценности костюма девушки. (Слушание ансамбля инструментов – видео).

Анитра обманула Пера, ускакала на его коне. Он вновь остается один. Думал что деньги дадут власть, а власть – счастье, но счастье в том, чтобы жить на своей земле, дышать воздухом своего края. Просыпаясь, видеть солнце своего края. И Пер Гюнт возвращается домой.

Мать умерла, не дождавшись своего сына.

 

«Смерть Озе»

Эта часть написана в характере траурного марша, основана на одной  теме.  Музыка исполняется струнным оркестром, что  придает звучанию  мягкость и проникновенность. Мрачный, скорбный характер усиливают  однообразный  ритмический рисунок, аккордовое изложение, низкий регистр. (Балетная сцена – видео).

Счастье Пера было в любви Сольвейг. Брошенная  им девушка ждала его всю жизнь, 40 лет. Она не верила, что у доброго Пера  стала черной, как у тролля, душа.

«Песня Сольвейг»

Песня – символ любви и верности. Печальная, напевная мелодия в народном духе. В песне 2  куплета, состоящих из 2-х контрастных частей: запева и припева. Мелодия  запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. (Диск и видео – природа Норвегии).

. Письменно ответьте на вопросы:

1. В содружестве с кем композитор создаёт музыку к пьесе в драматическом театре?
2. Сколько сюит входит в произведение?
3. Что такое сюита?
4. Сколько частей в первой сюите? Перечислите их.
5. Сколько частей во второй сюите? Какая наиболее известная из них?

Напоминаю, что прочитать надо всю лекцию, а записать в тетрадь только то, что выделено жирным текстом.

По возможности прослушайте это произведение.