Конспект урока 8 класс с 16 по 20 ноября 2020г.
Тема: Музыка кино. Роль музыки в кино.
Мы уже не раз
говорили о смелых экспериментах в
искусстве XX века. В
театре, живописи, музыке возникали новые направления, течения, стили…. Но самый
грандиозный переворот, случившийся в культуре XX столетия, безусловно, связан с появлением кино.
На уроке
Вы узнаете
§ Кто
такой тапёр
§ Когда
заговорил «великий немой»
§ Как
музыка к фильму «Властелин колец» стала симфонией
§ Различать
закадровую и внутрикадровую музыку
§ Понимать
роль музыки в создании целостного образа киноофильма
§ Разобраться
в эволюции киномузыки от момента её зарождения до наших дней
§ Увидеть
разные грани творчества композиторов XX века.
Напишите в тетрадь название темы.
Ребята, внимательно прочитайте весь текст и запишите в тетрадь только то, что выделено жирным шрифтом.
Сто лет назад –
когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были
несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у
кинематографа даже появилось прозвище «великий немой».
Недостаток звука
восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а
сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых
закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…
Сегодня трудно себе
это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку.
В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы
один пианист. Его называли тапёр.
Тапёр должен был
играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать,
передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.
Между прочим, Дмитрий
Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма
символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных
авторов киномузыки.
Музыка уже тогда
обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908
году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька
Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за
острова на стрежень».
Но по-настоящему
«великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что
первый звуковой фильм носил название «Певец
джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое
пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с
различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.
В СССР звуковое кино
сразу же стало рупором новых общественных идей,
социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих
фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и
понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На
поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ – песня
народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов
Дмитрий Шостакович – будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров.
В тридцатые годы
композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна
«Александр Невский». Тихон Хренников
– к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих
фильмов стала настоящим золотым фондом
отечественной музыкальной культуры.
Классикой
отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на
музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга» до сих пор звучат на
радио и телевидении.
В послевоенные годы
на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала
искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет
были не менее впечатляющими. В мелодраме «Шербургские
зонтики», французского режиссёра Жака Деми, все герои фильма не говорят, а
поют. Совсем как в опере… Разница в том,
что мелодекламация актёров не похожа на серьёзные оперные арии и дуэты. По стилю
– это музыка лёгкая. Композитор Мишель
Легран сочинил приятные запоминающиеся мелодии, также ставшие настоящей
классикой жанра.
В художественных
фильмах ещё на заре звукового кинематографа произошло разделение музыки на внутрикадровую и закадровую. Внутрикадровую музыку исполняют персонажи фильма.
Мы видим, как они играют на музыкальных инструментах и поют непосредственно по
ходу развития сюжета. Исполнителей
закадровой музыки мы не видим, она существует как будто сама по себе, создавая
определенный эмоциональный фон для событий фильма. Так, закадровой музыкой
в фильме А. Тарковского «Солярис»
стала хоральная прелюдия И. С. Баха в обработке современного композитора Эдуарда Артемьева
Композиторы,
сочиняющие музыку к фильмам, часто пользуются приёмами музыкального
развития, известными ещё со времен
венских классиков. В самом начале фильма «Я
шагаю по Москве» возникает музыкальная тема. Потом, на протяжении ленты,
она много раз будет повторяться. Вот эта мелодия с энергичным аккомпанементом
передаёт рабочий ритм большого города. А вот она же становится нежной и
мечтательной – словно вместе с солнечными бликами плывёт по глади Москвы-реки…
Главный герой этого
фильма прилетает на один день в Москву. Ранним утром на пустынном тротуаре он
видит девушку, которая что-то напевает и пританцовывает. На его вопрос
случайная знакомая отвечает:
- Я встречаю мужа.
- И что, у вас все
хорошо?
- Да, у нас все
хорошо!
- Но ведь так не
бывает!
- А вот и бывает! –
отвечает девушка.
И весь фильм – это
череда зарисовок из залитой солнцем, молодой и счастливой Москвы шестидесятых
годов. Его герои работают и учатся, шутят и пишут стихи, справляют свадьбы и
ловят воришек… И всё это пронизано таким оптимизмом, такой верой в жизнь, что
заключительная песня в исполнении Никиты Михалкова становится убедительным
выводом: «Бывает все на свете
хорошо…»
В других картинах
музыкальная драматургия фильма строится на контрастных образах. Между
музыкальными темами происходит столкновение, столь же непримиримое, сколь
жестокая борьба разворачивается между силами добра и зла на экране.
Композитор Говард Лесли Шор – автор музыки ко
множеству голливудских фильмов. Из фрагментов к экранизации «Властелина колец»
он создал симфонию, построенную по всем законам этого серьёзного академического
жанра.
Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека
Выполните здания и ответьте
на вопросы:
- Кто
из композиторов является автором музыки к фильмам трилогии «Властелин
колец»?
-
Мишель Легран
-
Говард Лесли Шор
- Иссак Шварц
- Как называли кинематограф в начале XX века?
-
великий глухой
-
великий немой
- великий слепой
- Музыку к каким отечественным кинофильмам создал
Исаак Дунаевский?
-
«Встречный»
-
«Весёлые ребята»
-
«Солярис»
-
«Свинарка и пастух»
-
«Цирк»
-
«Понизовая вольница»
-
«Волга-Волга»
-
«Я шагаю по Москве»
- Как в начале XX века
называли пианиста, который импровизировал во время киносеанса?
- Какая музыка звучала в фильме Андрея Тарковского
«Солярис»?
-
Фортепианная пьеса П. И. Чайковского
-
Симфоническая увертюра Л. ван Бетховена
- Органная прелюдия И. С. Баха
- Кто из композиторов является автором следующих
песен из кинофильмов? Составьте правильные пары:
«Я шагаю по Москве» |
|
Дмитрий Шостакович |
|
|
|
«Песня о встречном» |
|
Тихон Хренников |
|
|
|
«Песня о Москве» |
|
Андрей Петров |
Чем различается внутрикадровая и закадровая музыка?
-
«В джазе
только девушки»
-
«Певец джаза»
-
«Танцор диско»
- «Весёлые ребята»
- Какую песню инсценировали создатели фильма
«Понизовая вольница» в 1908 году?
-
«Песня о
встречном»
-
«Есть на Волге утес»
- «Из-за острова на стрежень»
- Какие
слова здесь пропущены?
Во французском фильме «Шербургские __________» на музыку Мишеля _________ все герои фильма не говорят, а поют – почти как в ________.
- Какие
слова здесь пропущены?
Из музыки, сочинённой для кино, композиторы потом нередко создают самостоятельные ____________ произведения. Сергей Прокофьев из музыки к фильму «Александр Невский» составил ___________. Современный композитор Говард Лесли Шор музыкальные темы к экранизации «Властелина колец» превратил в ________________
- Кто из отечественных композиторов в начале своей
музыкальной карьеры подрабатывал в кинотеатре тапёром?
-
С. Прокофьев
-
Д. Шостакович
-
И. Дунаевский
- Когда началась эра звукового кино?
Ответьте на выделенные вопросы
(ставите номер и пишите ответ).Полностью переписывать вопросы не надо.
Просмотрите по возможности видеофильм на сайте Российская электронная
школа
по ссылке: урок №07 resh.ed.ru lesson/3410/main
Если возникают вопросы, то пишите мне на почту и я обязательно
отвечу. Желаю удачи!