Конспект урока
Музыка 5 класс
«Всю жизнь мою
несу Родину в душе…»
Хоровая симфония- действо «Перезвоны» В.А.Гаврилин
- знакомство с синтетическим жанром хоровой
симфонии-действа через анализ произведения В. А. Гаврилина «Перезвоны»;
- исследование музыкального языка В. А. Гаврилина,
берущего истоки в русском национальном фольклоре;
- воплощение литературного первоисточника в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова.
Симфония (от древнегреческого
– «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра.
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.
Оратория (лат. oratorium)
– крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от
оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и
разветвлённостью сюжета.
Действо – вид церковных
служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая
пьеса или спектакль в русском театре XVII века.
Кантата (от лат. саntare –
«петь») – вокально-инструментальное произведение для
солистов, хора и оркестра.
Смешанный хор – наиболее
распространенный тип хора, состоящий из мужских и женских голосов. В составе
смешанного хора четыре партии: сопрано и альты (женские) и тенора и басы
(мужские).
Солист хора - певец, исполняющий сольную партию.
Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин
писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы,
когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к
музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение
сочинителей.
Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению
был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из
российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного
времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области.
Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный
колорит.
Судьба будущего композитора складывалась трагически:
во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже
он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в
хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом
был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при
консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию
он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом
как композитор.
В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно
ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный
фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора
и раскрыл вокальную природу его дарования.
Голос – это уникальный инструмент, данный человеку
самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.
В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна.
Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу
народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского
стиля.
Вершиной творчества композитора стало монументальное
сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора,
гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор
указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.
Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков
вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в
лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и
мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в
скоморошьих потехах…
Жанр сочинения – симфония-действо –
сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония
и мистерия.
Симфония (от древнегреческого – «созвучие,
стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии
пишутся для большого оркестра смешанного состава.
От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла
масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.
Оратория (лат. oratorium) –
крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается
от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и
разветвлённостью сюжета.
От оратории симфония-действо переняла номерную
структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и
наличие сюжета, пусть и условного.
Действо – это древняя форма
музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция
«играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать
содержание музыки жестами и мимикой.
Образ главного героя – собирательный.
Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет
в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и
прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть,
надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.
Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе»,
но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм,
многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее
тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя,
судьба народа и страны, полная невзгод.
Между
частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или
жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль
рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и
проникновенны, близки к народным плачам.
Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без
всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена
грусти.
Многогранность жизни показана в контрасте трагических
частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки,
страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов,
возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей
человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы
части: «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как
будто слушал их всю жизнь.
«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе
светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная
звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни,
колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в
воздухе.
Смысловой кульминацией произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучения Владимира
Мономаха» – литературного памятника XII века (в переводе академика Дмитрия
Сергеевича Лихачёва), ставшего первой в истории светской проповедью, актуальной
по сей день. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить
восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Валерия
Гаврилина и стала основной темой его творчества.
На фоне колокольного звона и песнопения хора с
закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна.
Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о
«внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к
красоте, доброте и правде жизни.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Какой инструмент исполняет
интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. А. Гаврилина?
Варианты ответов: кларнет; фагот; гобой; флейта.
На уроке были изучены народные инструменты жалейка и
рожок, которые имитируют наиболее близкий им по тембру инструмент
симфонического оркестра – гобой.
Правильный ответ: гобой.
№ 2. Установите соответствия:
творчество какого из авторов вдохновило композитора на написание музыкального
произведения?
Варианты ответов: В. Шукшин; Владимир Мономах; Б.
Пастернак; Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина; «Снег идёт» Г.
Свиридова; «Перезвоны» В. Гаврилина.
На уроке был разобран материал о кантате Г. Свиридова «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, а также было озвучено, что симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина» и была написана композитором под впечатлением от рассказов писателя. Также упоминается о «Поучении Владимира Мономаха», текст которого лёг в основу эпизода «Молитва» симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».
Посмотрите видеоурок на сайте: Российская электронная школа по ссылке - https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/. Напишите в тетрадь название тему урока и то, что выделено в тексте
Ответьте на вопросы письменно в тетрадь.
Сфотографируйте и отправьте фото мне на почту – m.teplukhina@yandex.ru
Если, что- то будет непонятно, то можно написать мне на почту и я отвечу на все ваши вопросы. Желаю успехов!