5 класс Тема урока с 23.11.20г.- 27.11.2020г.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Перечень вопросов, рассматриваемых по
теме:
- жизнь и творчество
композитора-романтика Ф. Шопена;
- развитие и переосмысление жанров в
творчестве Ф. Шопена;
- стихи о жизни и музыке Ф. Шопена;
- В. А. Моцарт, история создания
«Реквиема».
Дорогие Друзья! Сегодня мы знакомимся с
произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена. Прочитайте
внимательно текст и запишите в тетрадь название темы и все то, что выделено
жирным шрифтом. Посмотрите видеофильм на сайте Российская
электронная школа, для этого
пройдите по ссылке : resh.ed.ru lesson/7419/conspect
После прослушивания и
просмотра видеофильма ответьте на два вопроса в конце текста. Подсказки найдете
в тексте.
Прелюдия (от лат. praeludo – «играю предварительно») – вступление к музыкальному
произведению или небольшая самостоятельная инструментальная пьеса.
Этюд – (от франц. etude -
букв. учение, изучение, - музыкальная пьеса, первоначально предназначенная
только для совершенствования технических навыков. В творчестве Ф. Шопена этюд
становится художественным произведением, концертной пьесой.
Вальс (от фр. valse –
«кружиться в танце») – танец с трёхдольным ритмом, основанный на плавном
поступательном кружении.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в
католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное
произведение.
Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских
размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся
суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком…Будь то язык
звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится
в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино
(например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником
вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка вдохновляет поэтов, да
и сама жизнь великих мастеров отражается в литературе, скульптуре, танце и
кинематографе… Гармонии
задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот
уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей.
Фридерик Шопен – очень тонкий,
лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую
классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы
на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть
творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры.
В звуках этого инструмента раскрылась
чуткая многогранная натура композитора, а жанр фортепианной миниатюры приобрёл
законченность формы и глубину содержания. Всего в двух-трёх строках есть всё:
настроение, чувство, состояние, развитие, кульминация и эпилог, и не нужны
более никакие постскриптумы, дополнения или разъяснения. Например, потрясающую
ёмкость музыкального языка Фридерика Шопена можно наблюдать в Прелюдии № 7 ля
мажор.
Судьба композитора сложилась так, что,
покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой
Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно.
Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были
музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница
Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана
его музыка…
Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в
гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной
землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в
Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё
сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в
костёле Святого креста.
Жизнь Шопена, его любовь к Родине,
вдохновила поэта Ашота Граши на создание стихотворения «Горсть земли» о великом
композиторе.
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Несмотря на присущую стилю Шопена
прозрачность и элегантность, в его музыке заключена великая сила, сила любви и
сила борьбы, возмущение души и протест против угнетения свободы воли. На
события 1830 года, когда в Польше вспыхнуло восстание, композитор откликнулся
«Революционным» этюдом, порывистым и бунтующим.
Этюд в творчестве Шопена –
это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный
шедевр.
Среди произведений Фридерика Шопена есть
мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки
любимой польской народной музыки.
Вальс № 7 Фридерика Шопена вдохновил поэта Льва Озерова на создание стихотворения
«Вальс».
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Сам Шопен очень любил музыку Моцарта, в
детстве его сравнивали с маленьким Амадеем, и даже на своих похоронах
композитор завещал исполнить «Реквием» Моцарта.
Трудно назвать музыканта или художника,
который не восхищался бы талантом великого Моцарта. «Пожалуй, в музыке нет
имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и
умилялось. Моцарт – символ самой музыки», – писал музыкальный критик и
публицист Борис Владимирович Асафьев.
«Невероятная гениальность возвысила его
над всеми мастерами всех искусств и всех столетий», – писал о Моцарте композитор
Рихард Вагнер.
«В музыке Моцарта можно увидеть всю
Вселенную», – говорил Альберт Эйнштейн.
«По моему глубокому убеждению, Моцарт
есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки»,
– так выразил своё преклонение перед гением Пётр Ильич Чайковский.
Жизнь Моцарта вдохновила Александра
Сергеевича Пушкина на создание литературного шедевра – пьесы «Моцарт и
Сальери», которую он написал в 1830 году в рамках цикла «Маленькие трагедии».
Поэт использовал легенду о смерти
великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему
композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической
действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого
существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть,
гений и злодейство.
Моцарт чувствовал приближение смерти. Когда к нему в дом пришёл незнакомец в чёрных одеждах и заказал написать
реквием – траурную заупокойную мессу, Моцарт воспринял это событие как знак
судьбы: ему казалось, что он пишет произведение для собственных похорон.
Музыка «Реквиема» всеобъемлюща, трагична
и вместе с тем светла. Она даёт человеку повод задуматься о вечном.
По циклу «Маленькие трагедии» Пушкина
режиссёром Михаилом Абрамовичем Швейцером был снят одноимённый фильм, в котором
пьеса «Моцарт и Сальери» представлена полностью, согласно пушкинскому тексту.
Реквием (от лат. requies – «покой»,
«упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Содержание реквиема –
это напоминанием о неизбежности Страшного суда и о милосердии Бога,
дарующего мир и покой.
Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты
канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания.
«Реквиемы» В. А. Моцарта и Д. Верди
принадлежат к величайшим памятникам мировой культуры.
Заказчиком «Реквиема» В. А. Моцарта
оказался некий граф фон Вальзегг, любитель музыки, обращавшийся к малоимущим
композиторам для написания различных сочинений, а потом выдававший их за свои.
Траурное произведение предназначалось для исполнения в память о покойной
супруге графа.
Композитор Антонио Сальери (1750–1825)
был одним из самых известных музыкантов и педагогов своего времени. Однако его
имя долгие годы было омрачено легендой об отравлении из-за зависти гениального
В. А. Моцарта, но эта информация была опровергнута. Состоявшийся в 1997
году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.
Тренировочные задания
№ 1. На каком
языке был написан «Реквием» В. А. Моцарта? Варианты ответов:
латинский; английский; немецкий; французский.
№ 2. Выберите и
зачеркните жанры, которые Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.
Варианты ответов: опера; балет;
прелюдия; этюд; кантата; вальс.
Не забывайте сфотографировать свою работу и отправить мне на почту,
указав свою фамилию, имя, класс – m.teplukhina@yandex.ru
Желаю успеха!