8 кл. 9- 13 ноября 2020г. Тема урока: Музыка к драме Ибсена "Пер Гюнт" Эдвард Григ танцевально- музыкальная сюита "Пер Гюнт".
Цель
урока: |
через
образы музыкального произведения показать обучающимся, что музыка
воздействует на наши чувства, духовно обогащает личность. |
Задачи: |
1.Показать
яркое и самобытное отражение в музыке Э.Грига образов драмы Г.Ибсена «Пер
Гюнт». 2.Закрепить
понятие программной музыки на примерах пьес композиторов П.Чайковского, М.Мусорского, К.Сен-Санса, Э.Грига. 3.Вызвать
эмоции, пробудить творческое воображение, стремление к прекрасному при
прослушивании музыкальных произведений. |
Мы привыкли к нашей русской культуре, природе. А есть страны, которые расположены на севере, там другая природа, северная. Сегодня мы с вами окажемся в северной стране Норвегии. Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, водопадов гор, скал, снегов, озёр.Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Издавна норвежский народ населял леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, троллями, создал множество прекрасных песен, сказок и легенд. Именно среди этой культуры и этой природы родился и жил великий композитор Эдвард Григ . Он любил свою страну и написал о ней множество произведений,
в которых воспевал красоту природы. В
том числе благодаря Григу самобытное
искусство, быт, нравы маленькой северной страны стали известны всему миру. Самой знаменитой
музыкой Эдварда Грига является «Пер Гюнт». Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня
на уроке? Пер Гюнт – это имя и
фамилия. Как вы думаете чьи? Это герой сказки. К
Эдварду Григу обратился его друг Ибсен с предложением
написать музыку к постановке сказки, написанной в виде драмы «Пер Гюнт».
Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Драма была про Пер Гюнта. Пер Гюнт – родился в
маленькой норвежской деревушке, со своей
матерью в небольшом бедном домишке . В этой деревне жила
и его девушка, которую звали Сольвейг. Она очень
любила его. Он покинул родной дом, бросил мать и любимую девушку и пошел путешествовать в надежде разбогатеть и найти свое счастье.
Куда только не заносила его судьба! Много приключений было. О некоторых из
них мы с сами сегодня поговорим. Вот такая была драма. Итак, что такое драма? Драма - жанр драматургии, показывающий напряженные
переживания, противоречия, взволнованность и тревогу, острую борьбу
противоположных сил, напряженную интригу. Григ принял предложение Ибсена, и вскоре появилась музыка к драме, на основе которой композитор составил сюиту в которой были такие части: «Утро» «Танец Анитры» «Песня Сольвейг» Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из
нескольких частей, объединенной одной темой. В этой сюите есть и другие
части, мы сегодня будем слушать эти три части. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой
стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт
вспоминал свою родину. Этой тоске по родине, по своей деревне посвящено утро. Произведение называется Утро.
Как вы думате, про что оно, что
происходит в природе утром. |
1.Григ родился 15 июня 1848 года в одном из самых известных городов Норвегии, столице царства троллей – Бергене, омытом волнами моря, увенчанном скалистыми вершинами гор.
2. Музыка к драматическому спектаклю
Г.Ибсена «Пер Гюнт» - одно из лучших произведений Э.Грига.
Композитор
составил 2 симфонические сюиты, предназначенные для концертного исполнения.
Первая сюита состоит из 4-х номеров:
«Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».
Герой драмы – норвежский крестьянин Пер
Гюнт, фантазер и искатель приключений.
Ибсен и Григ, показывая приключения
своего героя, переплетают картины народной жизни, природы, лирические эпизоды и
фантастические сцены.
В действии участвуют персонажи народных
легенд и сказок – горный король, кобольды, тролли.
Бросив мать и любимую девушку, Пер отправляется странствовать, искать счастье. Встречает в лесу девушку, дочь горного короля, влюбляется и обещает жениться на ней. Они идут в пещеру, где живут тролли – злобные, жадные существа.«В пещере горного короля»
Начинается
тихим, загадочным зовом валторн. Григ выстраивает пьесу как ряд оркестровых
вариаций, построенных на неумолимом
ускорении темпа и нарастании динамики. В последней вариации тема звучит
надрывно и визгливо в высоком регистре оркестра. Внезапно вторгаются резкие
аккорды и паузы - это горный король
прекращает буйную пляску своих подданных. (Мультфильм – видео). Когда Пер
очнулся на берегу залива, наступало утро.
«Утро»
Это картина пробуждения природы. Прозрачная, светлая
мелодия (флейты, гобой) напоминает наигрыш пастушьего рожка. Тема постоянно
варьируется, приобретая новые оттенки. Смена регистров, различных оркестровых инструментов, звучание темы с разной силой –
все это передает разнообразное освещение пейзажа, игру света и красок (диск),
Здесь Перу искать счастье, на своей земле, но он
отправляется в поисках счастья и денег в
незнакомые края.
Во время скитаний
по дальним странам Пер Гюнт встречает арабскую девушку Анитру. Он
увлечен ее танцем.
«Танец Анитры»
Легкая, воздушная, чарующая мелодия исполняется
скрипками. 3-х дольный размер и меняющийся лад, легкий причудливый узор
(пиццикато у струнных) - такая
непрестанная смена разнообразных музыкальных эпизодов изображает изменчивый и
капризный характер Анитры. Форшлаги,
колокольчик – как драгоценности костюма девушки. (Слушание ансамбля
инструментов – видео).
Анитра обманула Пера, ускакала на его коне. Он вновь остается один. Думал что деньги дадут власть, а власть – счастье, но счастье в том, чтобы жить на своей земле, дышать воздухом своего края. Просыпаясь, видеть солнце своего края. И Пер Гюнт возвращается домой.Мать умерла, не дождавшись своего сына.
«Смерть Озе»
Эта часть написана в характере траурного марша,
основана на одной теме. Музыка исполняется струнным оркестром,
что придает звучанию мягкость и проникновенность. Мрачный,
скорбный характер усиливают однообразный ритмический рисунок, аккордовое изложение,
низкий регистр. (Балетная сцена – видео).
Счастье Пера было в любви Сольвейг. Брошенная им девушка ждала его всю жизнь, 40 лет. Она
не верила, что у доброго Пера стала
черной, как у тролля, душа.
«Песня Сольвейг»
Песня – символ любви и верности. Печальная, напевная мелодия в народном духе. В песне 2 куплета, состоящих из 2-х контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. (Диск и видео – природа Норвегии).
Главные слова, на которые надо обратить внимание: слушать вслушиваться Почему эти слова? О чем они? (ответы детей) Да, музыку нужно не
только слушать, но и относится к ней внимательно, вслушиваться в каждый звук и
только тогда можно услышать и понять музыку. А с другой стороны доски вы видите мужчину.
Посмотрите, как он одет. Он одет так, как мы или по-другому. Да, это человек из другой страны и сегодня мы тоже отправимся вместе с ним в страну Норвегию. (Слушание
музыки - «Утро» из сюиты Пер Гюнт Э. Грига) - Понравилась ли вам музыка? Что мы слышим, как вы думаете? Слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа. Эдвард Григ передал в
своей музыке огромную любовь к суровой, северной
природе Норвегии. Незатейливая мелодия,
она спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное
настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Музыка рисует
картину пробуждения природы, Скажите, а главная
мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно
одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что? (от тихого постепенно
нарастает до громкого,). Динамика -
очень тихо начинается, затем усиливается, словно передает восход солнца. А почему, как вы думаете,
композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он
хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы). Кто вначале солирует, поет главную мелодию?
(флейта), что это напоминает? (пение птиц, звучание рожка). Далее
прибавляются музыкальные инструменты, передающие шелест ветра в
листве, журчание прозрачного родника. А вы услышали, когда
солнце взошло? (Да, была громкая музыка). Как в музыке называется
тихо, громко. (пиано, форте) «Это настроение
утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце
прорывается сквозь облака» - Э. Григ. Восходящие интонации
помогают создать картину медленного, величественного восхода солнца. Итак, о чем рассказывает эта музыка? (о
пробуждении природы, о красоте родного края) Да, композитор через музыку показал нам пробуждение
природы, красоту природы, - Итак, главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает
родную деревню и отправляется в
путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской
пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, богатая восточная
красавица. Как ее зовут, кто догадается (портрет Анитры). Как называется наша вторая часть. Сначала Анитра развлекает Пера,
танцует перед ним, а потом обманывает его, и предает его, из-за нее он стал
нищим. - Предлагаю послушать «Танец Анитры» и постараться почувствовать её
характер, переданный в музыке Грига в исполнение симфонического оркестра (Слушание
музыки - « Танец Анитры» из сюиты Пер Гюнт Э.
Грига) Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец? (Потому что танцем
она увлекает Пера). Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию? Выбрать из
предложенных верный ответ: веселая - грустная песенная – танцевальная плавная – обрывистая Нежная - острая - Как вы думаете, какой
характера у Анитры? Как музыка нам передала характер Анитры? Музыка острая, колючая, вместе с
тем лёгкая, изящная. Ведь Анитра - красавица, она кокетничает перед
юношей. Анитра своенравна, капризна, умна. Её характер изменяется от
любого настроения. То она легко и изящно танцует, завораживая своим танцем,
то вихрем несётся по кругу, маня за собой несчастного Пера... Григу удалось музыкой передать характер Анитры –
весёлый и капризный. Но что-то останавливает колдовские чары Анитры, не
может она завладеть сердцем юноши, что же это за преграда? Это любовь
прекрасной простой девушки Сольвейг, возлюбленной Пер Гюнта, которая ждёт
своего жениха домой. В своих странствиях Пер Гюнт встречает
разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он
растратил свои душевные силы, а счастья не нашел. Долго путешествовал Пер
Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста. Как ее звали? Сольвейг, которая все эти годы ждала его и
продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь. Посмотрите на доску, что это за жест?
( портрет Сольвейг.) Это же жест мольбы, просьбы. Он её бросил, камень ей положил, а
она всё равно его любит и столько много времени продолжает ждать. Великодушная. О чем она просит? Чтобы он вернулся, надеется, ждет его. И
все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и
определите, какое настроение у музыки. (Слушание музыки - «Песня
Сольвейг » из сюиты Пер Гюнт Э. Грига) Для характеристики мелодии выберете варианты
ответов. песенная – танцевальная плавная – обрывистая нежная - острая веселая - грустная Какая была сначала Как вы
думаете, о чём поет Сольвейг? Какие чувства Сольвейг передала
такая интонация? (Страдание, печаль, волнение) Эта мелодия передает надежду на
встречу. Развитие в музыке помогло нам
представить образ Сольвейг. Сольвейг – простая, добрая девушка,
которая любит Пер Гюнта. У нее нет сокровищ, есть только верная любовь к
своему жениху. Вслушайтесь в ее имя – Сольвейг, на название какой птички оно
похоже? (соловей). Ее голос так же чист и прекрасен, как голос
соловья. Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям
горных рек. А что наш герой – Пер? Он
долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой
вспоминал. Вернувшись домой он
понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его мать,
невеста Сольвейг, и конечно же, его
родная земля. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел
Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят. Пер всю жизнь
искал счастье. А где оно было? Совсем рядом: в любви Сольвейг, в добрых
словах матери, в друзьях. И, конечно же, в солнце Родины! Вот какую мудрую, пусть горькую и
печальную, но всё же, светлую сказку создали для людей Генрик Ибсен и Эдвард
Григ. Мы окунулись в волшебный мир Э.Грига, сказочную Норвегию.
Произведение Пер Гюнт является
самым значительным произведением Грига и всей норвежской культуры. 4.
Заключительная
часть. Каждый счастье понимает по-своему. Как вы думаете, в чем же настоящее счастье? (в любви к своим
близким, к своей родине)….. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. -Какие? Ну, хотя бы музыка. Музыка помогает быть
счастливым. Итог, блиц-опрос 1)С
каким музыкальным произведением мы
познакомились сегодня? 2) Назовите
композитора, написавшего эту удивительную музыку. 3)Что такое драма? 4) Что такое
сюита? 5) Какие
части мы прослушали? 6)О чем они? Ребята, послушать и посмотреть драму "Пер Гюнт" можно на сайте Российской электронной школы - урок №6 Музыка к драматическому спектаклю resh.edu.ru lesson/3190/main |