1 класс Тема урока на неделю 13.04. - 17.04.2020г.
"Музыкальное путешествие к нашим соседям от родного порога на волшебном паровозике" Музыка"...
Урок посвящен многонациональной музыкальной культуре России и ее соседей. Мы познакомимся с музыкальной культурой разных стран, которых имеют общие корни, обычаи, похожий язык, а объединяет всех музыкальный язык.
- Здравствуйте, ребята! Представьте себе, что мы находимся в вагоне волшебного поезда, который делает остановки там, где ему нравится. Ну точно такой, как паровозик из Ромашково. Помните такой мультфильм? Вот и хорошо. В мультфильме паровозик радовался природе, цветам, красоте различных звуков - пению птиц, шелесту молодых листочков и травинок, ну а мы - различным мелодиям народных песен, танцев, звучанию народных инструментов. Но для того, чтобы отправиться в путь, нам надо запустить моторчик поезда.
- Помните как начинает движение поезд? - Какие звуки он издает? - Правильно - чух, чух, чух... Давайте повторим вместе - чух, чух, чух. Вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.
- Давайте попробуем. При этом надо чтобы колеса двигались равномерно. (Согните руки в локтях и двигаем ими вперед и назад в круговом движении). Не забываем проговаривать звуки паровозика. Молодцы!
- А какие звуки издают колеса? Правильно - ш ш ш ш ш...
Эти звуки мы будем издавать когда паровозик будет останавливаться на одной из музыкальных станций.
Вот так незаметно мы с вами создали свою мелодию, а движение паровозика - то медленно, то быстро - задает нам темп и ритм. Это ничто иное как музыкальные термины, которые помогают нам понять секреты музыкальных произведений. Ну, что ж поехали!
- Первой остановкой у нас будет Молдавия.
Молдавская народная музыка наполнена танцевальными ритмами. В танцах и песнях молдаван мы слышим, как некоторые звуки выделяются по сравнению с другими, на них словно заостряется внимание.Один звук звучит громче других. Такое выделение называется акцент.
Акценты необходимы в быстрой и четкой танцевальной музыке.
- Садимся поудобнее и слушаем один из знаменитых молдавских танцев "Молдовеняска". Попробуйте отстучать руками ритм этого зажигательного танца. Получилось? - Молдавскую музыку не спутаешь ни с какой другой, хотя жанров у нее очень много.
Особое место в народной молдавской музыке занимают дойны- лирические песни, состоящие из двух частей - медленной и быстрой.
У нас есть немного времени до отправления паровозика. Давайте запишем все то, что мы узнали. откройте свои тетради и запишите: мелодия, темп, акцент. Танец "Молдовеняска";
лирическая песня дойна.
- Ребята, слышите? Нас паровозик зовет нас в путь.
Следующая остановка - Литва.
Литва, одна из трех прибалтийских стран, живущих у Балтийского моря. Музыка этих народов отличается большим разнообразием оттенков. А в этом нам помогут музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, темп, тембр.
Послушаем детскую народную латвийскую песенку "Петушок". Обратите внимание на ритм - ноги так и просятся в пляс.Слушая песню,поддержим музыкантов: похлопаем и протопаем ритмический ритм этой песни.
В начале урока мы говорили, что у различных народов есть свои народные инструменты. Так вот у прибалтийских народов тоже есть струнные инструменты - литовский канклес, латвийский кокле, эстонский каннель и они похожи и внешне, и по звучанию на молдавские, белорусские, украинские цимбалы и русские гусли.
Постарайтесь запомнить названия народных инструментов прибалтийских стран, а так же молдавских, белорусских и русских народов.
- А сейчас мы отправляемся сразу же на две станции, к нашим ближайшим соседям: на Украину и в Белоруссию.
Русский, белорусский и украинский языки очень похожи. У трех братских народов много общих культурных традиций. Украинцы считаются самым поющим из народов. Музыка, песни и танцы слышны повсюду.Национальным танцем Украины является "Гопак". Такое необычное название произошло от восклицания "гоп", которое много раз повторяется во время танца. Гопак включает в себя прыжки, присядки и вращения. В Белоруссии национальным танцем является "Лявониха"- озорной, стремительный танец - песня, такой же как "Гопак" и задорная русская пляска "Камаринская".
По возможности послушайте, пожалуйста, танец "Гопак" и постарайтесь поддержать его пульс хлопками и восклицая "гоп".
- Ну, что наше путешествие подошло к концу. Слышите звучит песня: - До чего же хорошо кругом!
Под деревьями густыми - светлый дом
И дорожка золотая,
Ярким солнцем залитая,
По которой мы идем, мы идем, мы идем.
До чего же хорошо кругом!
Если вам понравилось наше путешествие, вы узнали много нового, то нарисуйте солнышко. Если было скучно, то тучку.
До скорых встреч!