5 класс. Тема урока на неделю с 06.04 по 10.04.2020г.
Образы борьбы и победы в искусстве.
- Здравствуйте, ребята! Целью нашего урока является раскрытие образного строя одной из знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: "Через борьбу - к победе", "через тернии - к звездам".
- Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы -
"Что есть человек?" и "Что есть жизнь?"
В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для других стала просто "судьбой". Но и жизнь их стала песней.
Судьба...Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?Судьба может быть счастливой, а может стать долей. Сегодня мы будем говорить о музыке, которую композитор определил как тему своей судьбы.
3 часть симфонии №5 Людвига ван Бетховена.
3 часть имеет 2 темы. 1- я тема - скорбно- лирическая, тревожная, которую исполняли виолончели и контрабасы. Звучит очень тихо (pianissimo), в низком регистре. И звучит как вопрос,сомнение.
2- я тема - наоборот резкая, повелительная, маршевая,звучит у труб, валторн и деревянных духовых инструментов, призывает к действию. Она обрывает речь первой темы и в то же время есть непреодолимое напористое движение.
Подумайте, а можно представить, что это портрет героя, в котором борются два человека. И какие?
Два человека в одном герое- слабый и сильный, робкий, нежный с одной стороны и гордый, мужественный, с другой;
жалоба и сила, песня печали и марш героя. Как вы думаете кто победит в этом поединке? Конечно же воля и мужество.
Создавая это произведение композитор как бы написал большой рассказ, повесть, роман о себе, своей нелегкой судьбе.
Если сравнить симфонию с крупным литературным произведением, то мы увидим, что по строению эти два произведения очень близки композиционно- главы повествования, т.е. части, в симфонии обычно четыре - завязка действия, пролог, развитие, кульминация и эпилог. Иногда симфония начинается вступлением, своего рода эпиграфом. Так например симфония №5. Первая часть симфонии открывается темой- эпиграфом, о которой композитор сказал:"Так судьба стучится в дверь!"
- Как вы думаете,ребята: можно ли предположить, что герой симфонии - сам Бетховен, что это его личностная , авторская позиция, его откровение?
Для того чтобы правильно ответить на вопрос надо вспомнить биографию композитора.
Трудное детство,одиночество, и в молодые годы может быть страшный удар судьбы - болезнь и глухота. Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало еще с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она - Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он - всего лишь музыкант,пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом...
Бетховен едет в имение друга в Гейлигенштадт, где пишет завещание... Он решается покончить счеты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна, с музыкой, которую он никогда не услышит. Но однажды ему пришла в голову мысль, которая поменяла все его о решении свести счеты с жизнью:
... Что и для тех, кто в жизни одинок, есть некий свет, рожденный не напрасно, а музыка - бессмертия залог!...
И музыка вновь заговорила в нем.Он пишет за одну ночь сонату №14 (Лунная), которую друзья называли "Беседка", и продолжает работу над симфонией №5. Вот такова в кратце биография Людвига ван Бетховена.
А вот теперь ваше домашнее задание
Если есть возможность:
Запишите темы судьбы симфонии и постарайтесь запомнить.
1-я часть. Показ героя и судьбы.
2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.
3-я часть. В герое борются два человека - сильный и
слабый.
4-я часть. Победное торжество.
Прослушайте I, II, IV части симфонии.
На этом урок окончен. Спасибо всем!
Образы борьбы и победы в искусстве.
- Здравствуйте, ребята! Целью нашего урока является раскрытие образного строя одной из знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры - Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: "Через борьбу - к победе", "через тернии - к звездам".
- Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы -
"Что есть человек?" и "Что есть жизнь?"
В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для других стала просто "судьбой". Но и жизнь их стала песней.
Судьба...Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?Судьба может быть счастливой, а может стать долей. Сегодня мы будем говорить о музыке, которую композитор определил как тему своей судьбы.
3 часть симфонии №5 Людвига ван Бетховена.
3 часть имеет 2 темы. 1- я тема - скорбно- лирическая, тревожная, которую исполняли виолончели и контрабасы. Звучит очень тихо (pianissimo), в низком регистре. И звучит как вопрос,сомнение.
2- я тема - наоборот резкая, повелительная, маршевая,звучит у труб, валторн и деревянных духовых инструментов, призывает к действию. Она обрывает речь первой темы и в то же время есть непреодолимое напористое движение.
Подумайте, а можно представить, что это портрет героя, в котором борются два человека. И какие?
Два человека в одном герое- слабый и сильный, робкий, нежный с одной стороны и гордый, мужественный, с другой;
жалоба и сила, песня печали и марш героя. Как вы думаете кто победит в этом поединке? Конечно же воля и мужество.
Создавая это произведение композитор как бы написал большой рассказ, повесть, роман о себе, своей нелегкой судьбе.
Если сравнить симфонию с крупным литературным произведением, то мы увидим, что по строению эти два произведения очень близки композиционно- главы повествования, т.е. части, в симфонии обычно четыре - завязка действия, пролог, развитие, кульминация и эпилог. Иногда симфония начинается вступлением, своего рода эпиграфом. Так например симфония №5. Первая часть симфонии открывается темой- эпиграфом, о которой композитор сказал:"Так судьба стучится в дверь!"
- Как вы думаете,ребята: можно ли предположить, что герой симфонии - сам Бетховен, что это его личностная , авторская позиция, его откровение?
Для того чтобы правильно ответить на вопрос надо вспомнить биографию композитора.
Трудное детство,одиночество, и в молодые годы может быть страшный удар судьбы - болезнь и глухота. Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало еще с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она - Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он - всего лишь музыкант,пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом...
Бетховен едет в имение друга в Гейлигенштадт, где пишет завещание... Он решается покончить счеты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна, с музыкой, которую он никогда не услышит. Но однажды ему пришла в голову мысль, которая поменяла все его о решении свести счеты с жизнью:
... Что и для тех, кто в жизни одинок, есть некий свет, рожденный не напрасно, а музыка - бессмертия залог!...
И музыка вновь заговорила в нем.Он пишет за одну ночь сонату №14 (Лунная), которую друзья называли "Беседка", и продолжает работу над симфонией №5. Вот такова в кратце биография Людвига ван Бетховена.
А вот теперь ваше домашнее задание
Если есть возможность:
Запишите темы судьбы симфонии и постарайтесь запомнить.
1-я часть. Показ героя и судьбы.
2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.
3-я часть. В герое борются два человека - сильный и
слабый.
4-я часть. Победное торжество.
Прослушайте I, II, IV части симфонии.
На этом урок окончен. Спасибо всем!